ТРАДИЦИОННЫЙ ТАЙСКИЙ ДОМ...
Что же такое традиционное тайское жилище?
Классический тайский дом располагается на сваях. Причины, по которым тайцы (как, впрочем, и большинство других жителей Индокитая) строили свои дома на сваях, вполне практичны и резонны:
- во время наводнений, половодий и просто сильных тропических ливней сезона дождей дом будет сухим и безопасным убежищем от стихии;
- значительно снижается вероятность того, что в дом на сваях заползет или заберётся какое-либо «чудо-юдо» – скорпион, змея, сколопендра или, скажем, тигр;
- дополнительная циркуляция воздуха под полом помогала поддерживать нормальную, относительно нежаркую температуру воздуха внутри дома;
- территория под полом помогала сэкономить место - ее использовали как хозяйственную часть дома (хранили чаны с водой, рисом, держали домашнюю птицу со скотиной);
- если хозяину дома не принадлежала земля, на которой он соорудил свое жилище (а в средневековом Сиаме такая ситуация была обычной), в случае, если землевладелец требовал заплатить за аренду земли или убраться восвояси, сваи помогали бедному крестьянину последовать второй из предложенных опций. Подогнав под дом телегу, крестьянин выбивал сваи и, словно улитка, перевозил свой дом в другое место.
Материалы, из которых строили традиционный тайский дом, зависели от благосостояния и социального положения его хозяина. Бедняки сооружали свои лачуги из бамбука, древесины кокосовой пальмы. Люди среднего достатка использовали более прочные и эстетично выглядящие виды древесины – железное дерево, красное дерево (цезальпигию саппан и прочие разновидности) и ирвингию (тайск. «крабóк»). Аристократы и богатое сословие строили свои дома «на века», посему использовали эбеновое дерево (тайск. «такó») и тиковое дерево, которое, как известно, и на ярком солнце не ссыхается, и в условиях повышенной влажности не отсыревает, и плесени противостоит, и термиты им брезгуют.
Каждый дом строился в несколько этапов: составные деревянные части (панели стен, крыша, сваи, панельные перегородки, пол и т.п.) и элементы декора делались отдельно. Далее вбивались сваи, причем в старые времена тайцы стремились ориентировать свой дом по сторонам света:
- восток - место восхода солнца, появления света и жизни. Головой на восток стоило спать;
- север - тоже хорошее направление в тайском мировоззрении (ведь, по-тайски, слово, обозначающее «север, северный», одновременно значит и «над, вверху»);
- юг - наоборот, самое неблагоприятное направление («юг, южный», по-тайски, еще и «под, внизу»). Скажем, крематории на территории тайских буддийских храмов обычно ориентируют так, чтобы голова мертвеца была направлена на юг или на запад;
- запад - место, где садится солнце, знаменуя начало темного времени суток. Понятное дело, не самое популярное направление для ориентации жилища.
В последнюю очередь, в течение одного лишь дня сам дом собирался из составных панелей прямо на сваях – таким образом, у каждого тайского дома был свой «день рождения». Это влияло, скажем, на выбор цвета «сан пхра пхум» - «главного» домика духов - и другие немаловажные мелочи.
Часто внутри дом был ориентирован не только по сторонам света, но и по уровням: некоторые участки пола были выше, чем другие, – для более старых и уважаемых членов семьи.
Пороги дома также часто делали высокими: согласно тайским анимистическим поверьям, разновидностей духов существует великое множество. И эти самые духи обитают в, возле, вокруг, под и над домом! Один из важнейших видов духов, которые хранили дом, его обитателей, а также не впускали внутрь силы зла, - это так называемые «пхра пхум пратý лэ хýа крадáй» («Хранители дверей (врат) и лестниц»). Обитали они, понятное дело, в портальной части дома – в дверном проёме. И чтобы ненароком (по незнанию или нечаянно) не оскорбить их, наступив на порог, пороги делали повыше. Таким образом, ни дитя малое, ни чужеземец, ни иноверец, не ведающие о традициях тайского анимизма, не смогут оскорбить обидчивых духов-хранителей дома.